Q-код

05.10.2012 09:29

ru.wikipedia.org/   Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Q-код — трёхбуквенный код, используемый в радиосвязи (морской, любительской, обычно — при передаче азбукой Морзе).
Значение кода зависит от того, передаётся ли он как вопрос, то есть со знаком вопроса после собственно Q-кода, или как утверждение.
В войсках связи Вооружённых сил СССР Q-коды назывались Щ-кодами, так как кириллической букве «Щ» и латинской «Q» соответствует один и тот же код азбуки Морзе.
 
Содержание  
Словарь Q-кодов
Неофициальные коды

Словарь Q-кодов

Код

Со знаком «?»

Без знака «?»

QAP

Должен ли я слушать … на … кГц (МГц)?

Слушайте … на … кГц (МГц)

QCX

Какой Ваш полный позывной?

Вы работаете неверными позывными, проверьте

QCZ

 

Вы нарушаете правила радиообмена

QDM

Сообщите мой курс при нулевом ветре

Мой курс при нулевом ветре …

QDR

Сообщите мой магнитный пеленг

Магнитный пеленг …

QDW

Должен ли я перейти на запасную частоту?

Перейдите на запасную частоту

QGE

Какое точное расстояние?

Точное расстояние …

QIF

Должен ли я передавать на … кГц (МГц)?

Передавайте на … кГц (МГц)

QLK

Должен ли я быстрее реагировать на Ваши запросы?

Реагируйте быстрее на мои запросы

QOD8

Можете ли Вы работать на русском языке?

Я могу работать на русском языке

QRA

Как называется Ваша станция?

Моя станция называется …

QRB

На каком приблизительно расстоянии Вы находитесь от моей станции?

Приблизительное расстояние между нашими станциями равно … км

QRD

Откуда и куда Вы идёте?

Я иду из … в …

QRG

Сообщите мне точную частоту

Ваша точная частота … кГц (МГц)

QRH

Меняется ли моя частота?

Ваша частота меняется

QRI

Каков тон моей передачи?

Тон Вашей передачи …

QRJ

Стабилен ли мой сигнал?

Ваш сигнал нестабилен

QRK

Какова разборчивость моих сигналов?

Разборчивость Ваших сигналов …

QRL

Заняты ли Вы?

Я занят, прошу не мешать

QRM

Испытываете ли Вы помехи от других станций?

Я испытываю помехи от других станций

QRN

Мешают ли Вам атмосферные помехи?

Мне мешают атмосферные помехи

QRO

Должен ли я увеличить мощность передатчика?

Увеличьте мощность передатчика

QRP

Должен ли я уменьшить мощность передатчика?

Уменьшите мощность передатчика

QRQ

Должен ли я передавать быстрее?

Передавайте быстрее

QRS

Должен ли я передавать медленнее?

Передавайте медленнее

QRT

Должен ли я прекратить передачу?

Прекратите передачу

QRU

Есть ли у Вас что-нибудь для меня?

У меня ничего для Вас нет

QRV

Готовы ли Вы?

Я готов

QRW

Должен ли я сообщить … что Вы вызываете его на … кГц (МГц)?

Пожалуйста, сообщите … что я вызываю его на … кГц (МГц)

QRX

Когда Вы вызовете меня снова?

Подождите, я вызову Вас снова

QRY

Какая моя очередь?

Ваша очередь ? …

QRZ

Кто меня вызывает?

Вас вызывает …

QSA

Какой силы мои сигналы?

Сила Ваших сигналов …

QSB

Замирают ли мои сигналы?

Ваши сигналы замирают

QSC

Ваша станция с малым обменом?

Моя станция с малым обменом

QSD

Имеет ли моя манипуляция дефекты?

Ваша манипуляция имеет дефекты

QSG

Сколько сообщений вы передали?

Я передал ... сообщений

QSK

Можете ли Вы слышать меня в паузах между своими сигналами?

Я могу Вас слышать в паузах между своими сигналами

QSL

Можете ли Вы подтвердить приём?

Ваш приём подтверждаю

QSM

Должен ли я повторить последнее сообщение?

Повторите последнее сообщение

QSN

Слышали ли Вы меня на …?

Я Вас слышал на … кГц (МГц)

QSO

Можете ли Вы связаться с … непосредственно?

Я могу связаться с … непосредственно

QSP

Можете ли Вы передать …?

Я могу передать …

QSQ

Имеете ли Вы на борту врача?

Я имею на борту врача

QSS

Будете ли Вы работать на … кГц (МГц)?

Я буду работать на … кГц (МГц)

QST

Могу ли я работать телефоном?

Я Вас слышу, работайте телефоном

QSU

Должен ли я работать на … кГц (МГц)?

Работайте на … кГц (МГц)

QSV

Можете ли Вы дать настройку?

Даю настройку

QSW

Должен ли я передавать на данной частоте?

Передавайте на данной частоте

QSX

Слушаете ли Вы … на … кГц (МГц)

Я слушаю … на … кГц (МГц)

QSY

Должен ли я перейти на другую частоту?

Перейдите на другую частоту

QSZ

Передавать каждую группу несколько раз?

Передавайте каждую группу по … раза

QTA

Аннулировать радиограмму?

Аннулируйте радиограмму

QTB

 

Подтверждаю количество слов в сообщении

QTC

Имеется ли у Вас сообщение?

У меня имеется для Вас сообщение

QTE

Сообщите мой пеленг относительно Вас

Ваш пеленг относительно меня …

QTF

Сообщите моё местонахождение?

Ваше местонахождение …

QTH

Сообщите Ваши координаты

Я нахожусь …

QTI

Сообщите Ваш истинный курс

Мой истинный курс …

QTJ

Сообщите Вашу скорость

Моя скорость …

QTK

Сообщите точное время

Точное время …

QTL

Сообщите Ваше истинное направление

Моё истинное направление …

QTO

Из какого порта Вы вышли?

Я вышел из порта …

QTP

В какой порт Вы будете заходить?

Я захожу в порт …

QTR

Сообщите точное время

Точное время … часов

QTU

В какие часы работает Ваша станция?

Моя станция работает от … до …

QTV

Должен ли я обеспечить дежурство вместо Вас на … кГц (МГц)

Обеспечьте вместо меня дежурство на … кГц (МГц)

QTX

Будете ли Вы на приёме для дальнейшей связи со мной до получения известий (или до … час)?

Я буду на приёме до получения известия (или до … час)

QUA

Есть ли у Вас известия от …?

У меня есть известия от …

QUD

Получили ли Вы сигнал срочности от …?

Я получил сигнал срочности от …

QUF

Получили ли Вы сигнал бедствия от …?

Я получил сигнал бедствия от …

QXS

Должен ли я пригласить … к аппарату для переговоров?

Пригласите … к аппарату для переговоров

QXX

Должен ли я заменить оператора?

Замените оператора

QYD

Сообщите причину неответа в … час … мин

Причина неответа …

В настоящее время многие коды несколько изменили свое значение. Например, QRM и QRN передают без оценки в баллах; QSL означает также и карточку-квитанцию, подтверждающую факт связи; QRP в любительском радиообмене практически всегда означает не просьбу уменьшить мощность, а факт работы малой мощностью (не выше 5-10 Вт) и т. п.

Неофициальные коды

Существуют шуточные расширения официального кода, обычно понятные определенному кругу посвященных. Ими пользуются не столько в радиообмене, сколько в сопутствующих разговорах. Некоторые примеры:

Код

Со знаком «?»

Без знака «?»

QBA

(англ. big antenna) Большая ли у вас антенна?

У меня большая-пребольшая антенна!

QBS

(англ. bird shit) У вас антенна залеплена птичьим пометом?

Вот стряхну дерьмо с антенны и буду вас слышать.

QDR

(англ. do you have receiver?) У вас есть приемник? (в ответ на «QRL?»)

Да, черт возьми (англ. damn right), частота занята!

QEW

(англ. earwax) У вас уши забиты серой?

Плохо слышу вас, уши забиты.

QKB

(англ. knobs) Сколько ручек управления у вашей радиостанции?

У моей станции … ручек.

QKN

(англ. know how) А сколькими ручками вы умеете пользоваться?

Я умею пользоваться … ручками.

QLF

(англ. left foot) Вы работаете на ключе левой ногой?

Я работаю на ключе левой ногой.

QRC

Вы жеватель тряпок? (англ. rag chewer — любитель вести долгие разговоры[1])

Осторожно, в эфире пустобрёх.

QZZ

Это фон 60 Гц или вы храпите?

Я засыпаю у микрофона.